AVic (flayverr) wrote,
AVic
flayverr

Categories:

Носилки для господ.

Как боролись с толчеей на улицах Рима. Народу там было много и повозки были в ходу. Но ездить на них днем не разрешалось, лишь избранные могли проехаться в повозке, остальные богачи перемещались в носилках.
Лектика (lectica), то есть носилки, которые несли носильщики-лектикарии и в которых зажиточные люди лежа передвигались по городу или в путешествиях, не представлялась римлянам достойной серьезного описания.
Древние историки культуры характеризуют ее весьма редко и очень бегло, подлинных римских носилок сохранилось всего несколько экземпляров, у ученых Нового времени лектики не вызывали, кажется, никогда и никакого интереса. Складывается странное положение, при котором носилки упоминаются бесчисленное число раз почти у всех римских авторов, и составляли они, как видно, одну из распространеннейших принадлежностей городского быта, но как они были устроены и как ими пользовались, остается непонятным.
Прежде всего, сколько лектикариев несли носилки?
Петроний рассказывает о местном магистрате в маленьком италийском городе, чьи носилки несли два раба Заезжий галл встретил на улицах Рима четырех городских рабов с носилками. Марциал спрашивал полумертвого, но все еще хорохорящегося старика: "Что толку в том, что тебя как груз несут шестеро каппадокийцев?". У римских авторов упоминается и октофор — носилки, которые несли восемь рабов.
Как они их несли?

Лектикарии быстро проходили очень большие расстояния — рабы Цицерона, например, за один-два утренних часа отнесли его из Афин значительно дальше Пирея[133] и он не видел в такой скорости ничего особенного. Но тогда нельзя допустить, что носилки несли так, как носили их еще недавно наши землекопы, то есть держа оглобли в опущенных книзу руках: нряд ли есть на свете силачи, способные сколько-нибудь долго нести гак тяжелый груз. Выходит, носилки несли, стоя вне оглобель и подняв их на плечи? Но тогда как быть с полумертвым стариком Марциала? Ведь описанным способом не могут разместиться симметрично шесть человек, при несимметричном же их расположении они не смогут двигаться. А с двумя лектикариями, несшими префекта квартала у Петрония? Расстояние между оглоблями любых носилок больше, чем ширина человеческих плеч. Кроме того, есть данные, говорящие о том, что ехавший в лектике, как правило, находился очень невысоко над землей: Марциал описывает любителей целоваться на улицах со встречными знакомыми, в том числе и сидевшими в лектике, — если бы человек находился над головами лектикариев, поцеловать его с земли не было бы решительно никакой возможности. При чтении источников возникает и множество других недоуменных вопросов. Первая задача в этих условиях — дать по возможности полное и систематическое описание разбираемого явления. Материалом для него нам послужат упоминания о пектиках у римских писателей. Поскольку для восстановления полной картины важны оттенки, привлекаемые тексты придется часто цитировать в подлиннике.

Исходная ситуация содержится в первом по времени упоминании в римской литературе о езде в носилках — в речи мятежного трибуна 123–122 гг. до н. э. Гая Гракха[134]. Там рассказывается, как знатный римлянин, путешествуя в носилках и решив остановиться, велел lecticam deponi, а затем и снять struppos quibus lectica deligata erat. "Deponere" означает "складывать" (преимущественно вниз, на землю), "разбирать" (то, что было связано), "распрягать"; "struppum" — "крученый ремень"; "deligare" — "привязывать", "завязывать". Лектика, другими словами, была связана особыми кручеными ремнями с каким-то устройством, с помощью которого непосредственно и осуществлялось движение, так как его можно было разъединить с носилками, лишь остановив последние и поставив их на землю.

Как пользовались этим устройством, явствует из одного пассажа в Светониевой биографии Клавдия: когда в 37 г. н. э. после гибели императора Калигулы преторианцы в поисках убивших его заговорщиков обыскивали дворец, они обнаружили спрятавшегося дядю убитого — Клавдия, "посадили его в носилки и, поскольку его люди разбежались еще раньше, сами отнесли его в лагерь, положив груз на плечи и поочередно сменяя друг друга" (Подчеркнуто мною. Г.К.). Нас сейчас интересуют последние подчеркнутые слова — в подлин нике: „vicissim succolantibus". Глагол "succolare" происходит от "sub" ("под") и "collum" ("шея, плечи, загривок"), и значение его издавна принято иллюстрировать одним из рельефов с колонны Траяна: два легионера идут один впереди другого, положив себе на плечи толстый шест, с середины которого, подвешенный на ремне, свисает переносимый груз. Очевидно, и описанные у Светония преторианцы несли носилки именно так — подвесив их на крепкий шест с помощью уже знакомых нам struppi (крученых ремней), захлестнув их другим концом на оглобли носилок; не случайно словом "struppi" обозначались также своеобразные римские уключины — ременные петли, прикрепленные к веслу и захлестывавшиеся на колок лодки. Этот способ ношения лектики не был ни специфически солдатским, ни импровизированным ради описанного Светонием случая, поскольку преторианцы лишь заменили разбежавшихся лектикариев Клавдия, несших носилки, по всему судя, точно так же. Шест, на котором подвешивалась лектика, назывался "asser" — слово это встречается при упоминаниях лектики систематически у самых разных авторов, и вне предложенной выше реконструкции назначение его оставалось бы непонятным.

Ассер описанного типа был длинным, то есть лежал одним концом на плечах лектикариев, шедших впереди носилок, другим — на плечах тех, что шли сзади. Но длинный ассер был не единственным возможным и даже, по-видимому, не самым распространенным. Описанной выше сцене с императором Клавдием, как говорилось, Непосредственно предшествовало убийство его племянника — правившего до него Гая Калигулы. Заговорщики напали на Калигулу в подземном переходе, соединявшем Палатинский дворец с Большим цирком, и туда, услышав о происходящем, немедленно бросились лектикарии Гая "с ассерами в руках, дабы оказать ему помощь". Пользоваться трех-четырехметровым шестом как оружием в довольно тесном подземелье было практически невозможно. Очевидно, лектикарии были вооружены чем-то вроде дубин. Существовали, следовательно, и короткие ассеры, по одному на каждого или на каждых двух носильщиков. Эта система обладала явным преимуществом перед использованием длинных ассеров, так как при тяжести лектики носильщиков требовалось много, ассер же, общий для них всех, нужен был в этом случае такой длины, что он легко ломался бы при малейших перегрузках.
Вместимость и, соответственно, тяжесть носилок с пассажирами могла колебаться в широких пределах и подчас бывала весьма значительной. Марциал говорил, что в гексафоре (то есть в носилках с шестью лектикариями, три спереди, три сзади) человек располагался late — широко, привольно, раскидисто. "Там, — добавлял Ювенал, — можно читать, писать или спать по дороге". Помимо самого ложа, таким образом, в лектике могли находиться циста с рукописями, таблички, книги, возможно, и другие вещи, что еще увеличивало ее размеры. Известен случай — правда, единственный и вызывающий различные толкования, но тем не менее, по всему судя, бесспорный, — когда в лектике ехали одновременно четыре человека.
В общем статья очень длинная)) читайте тут
http://www.xliby.ru/istorija/drevnii_rim_istorija_i_povsednevnost/p5.php
Носильщики кстати, пользовались привилегией, их одевали, кормили хорошо. Рабы подбирались специально рослые, сильные.
А вот на Руси я не нашла что-то упоминания про носилки для господ. На Руси так возили покойников иногда, но это были скорее сани или лодьи
В общем-то и в Риме господ на носилках считали изнеженными или больными. Культ здорового физически человека был в чести.
Дороги были выложены камнем и ездить в повозках было конечно, не очень комфортно и богачи не гнушались поваляться в носилках, чем идти по жаре
да еще вот в такой обуви.....
Обувка. Сандалии-калиги лат. călĭgae у римлян солдатская обувь. Так вот откуда по нашим землям Калики-перехожие бродили. Увечные с римских легионов.

http://vk.com/wall-19385579?own=1&offset=100
Отец имел право продать своего сына в рабство трижды(за долги например). После этого сын выходил из его подчинения.
Рабов для себя римляне производили так же и в домах(vernae) питомниках, где рабыни рожали специально детей. Кстати, в Риме был рынок для рабов-уродов. Так вот в питомниках их и производили. Ущемляя голову, уродуя лицо. Платили за таких рабов дороже. Вот деньги....
Римские монеты.
За которые покупалось все, что пожелаешь.

В ходу были так же слитки, необработанные слитки меди весом где-то 1 фунт. Они служили для покупки например скота, рабов ,на них ставилось клеймо.

Иной раз престиж стоил больше, чем сами деньги. Известна запись, где написано, что один знатный римлянин не держал в руках больше 6 тыс. сестерциев, зато держал 6 Лектикариев.
Главными поставщиками рабов были войска. Командиры-полководцы почти бесконтрольно распоряжались военной добычей. Это была их награда. Но была награда и в виде престижных символов.
Так Во времена Империи военные награды римляне стали делить на высшие и низшие. Флажки, венки и копья (за редким исключением) теперь являлись знаками отличия для высших военачальников, а солдат поощряли ожерельями и браслетами. Римские солдаты прикрепляли их на нагрудную часть панциря с помощью специальных кожаных петель.
Изготовляли такие награды из разных металлов, а потом покрывали золотом или серебром. Среди браслетов преобладали плоские, широкие и в основном без всяких рисунков, но попадались и украшенные так называемым “змеиным узором”. Такие награды вручали только воинам, которые имели римское гражданство.
http://historyancient.ru/romeresp/prigrazh7.html
А вот поиски по носилкам показали, что и в Египте и в Японии ,и в Китае, и в Индии богачи использовали их для передвижения.

Это Сапа инка со своей женой.

а это уже Япония. И даже так)

А вот этнографический музей на Гоа
http://ogoa.ru/index.php/topic,11064.0.html
Вопрос про носилки у меня возник, когда я не нашла такого вида транспорта на Руси и я до сих пор в недоумении, неужели на Руси не таскали барынь в носилках. Если есть у кого ссылка буду рада почитать.
Tags: История, Личное мнение.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments