AVic (flayverr) wrote,
AVic
flayverr

Categories:

Теософская графика Коненкова

От Библии до Ньютона

Истории известно немало попыток художественного прочтения библейских текстов. Обращались к этой теме и русские живописцы - Иван Крамской, Николай Ге, Александр Иванов и другие. Теософская графика Коненкова более созвучна западноевропейской изобразительной школе - библейским иллюстрациям Гюстава Доре и пророческим композициям английского мистика XVIII века Уильяма Блейка. Но никто ни до, ни после Коненкова не предпринимал попыток отразить в графической форме взаимосвязь событий земной истории с начертанным в космосе "божественным планом веков", ключом к прочтению и пониманию которого является Библия.

Дорога к Храму растянулась у Сергея Коненкова более чем на полвека. Его дипломная работа "Самсон, разрывающий узы" (1902 г.) показалась слишком революционной и по распоряжению чиновников Академии художеств была немедленно уничтожена. 
Все изменилось буквально в один день, в начале 30-х, когда супруга Коненкова Маргарита привела в мастерскую некоего Тихона Шмелева, члена общества "Ученики Христа", основанного в начале XX века Чарльзом Тейзом Расселом. После этого непримечательного события неожиданно для всех Сергей Коненков отказался от многих выгодных заказов и на долгие десять лет практически отгородился от общества. Именно в эту пору появляются первые коненковские изображения Христа, пророков и апостолов, а также эскизы к космогониям.


Космический алгоритм

Первой космогонии, открывающей цикл, присвоено условное наименование "Северный трон". Композиция разделена на три горизонтальных регистра. В верхнем помещено изображение Творца. Над ним среди рассыпанных звезд надпись - "Алцион". Второй регистр - большой прямоугольник, разделенный на несколько рядов картин, иллюстрирующих библейскую историю от сотворения земли и воды до восшествия Вседержителя на престол славы после Страшного суда. На границах картин - сокращенные обозначения относящихся к ним глав первой книги Моисея. В третий регистр Коненков поместил модель Солнечной системы. И если провести вертикаль через центр листа, то в верхней части оси окажется изображение Бога-Отца (Алцион), в самом низу - шар Солнца, которое Коненков отождествлял с Христом.

Идея христианизации космоса имеет давнюю традицию




После 1954 года вплоть до отметки "1994" - пропуск, затем хронология обрывается. Какие события должны были появиться на этом промежутке времени, а какие - после, пока неизвестно. Поэтому в смысловом плане космогония "Апокалипсис" не считается оконченной, несмотря на ее видимую графическую завершенность. Не завершен и весь космогонический цикл. Подтверждением чему - многочисленные эскизы и комментарии, которые еще только предстоит изучить и попытаться расшифровать.


Статья подробнее по ссылке

http://www.itogi.ru/archive/2004/28/74357.html

Tags: История, Необычное, творчество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments