AVic (flayverr) wrote,
AVic
flayverr

Упражнения, усиливающие память.

Итак, в чем состоит простейшая методика запоминания. Помните, в детстве слова "зоопарк" и "мороженое" мгновенно вызывали у нас бурю восторга, а, например, "каша" или "а ремня?!" - желание забиться в угол. Причем совсем не обязательно, чтобы все эти предметы имелись в наличии, ассоциации возникали от одного только слова. Так же и здесь, получив информацию, мы должны вызвать у себя соответствующую ассоциацию. Попробуйте представить себе лимон. Сто процентов - все подумали о желтом и кислом. Затем из этой ассоциации нужно создать яркий и запоминающийся образ, чтобы он, например, танцевал и пел песни. Мне вот, к примеру, вспоминается глупый и вредный принц Лимон из "Чиполлино", причем он бултыхается в чашке с чаем. Да, собственно, и неважно, что вы для себя представите, главное теперь это все ЗАФИКСИРОВАТЬ! Чем необычней картинка, тем легче ее запомнить. Ну, например, не просто кот, а ОРУЩИЙ кот, которому наступили на хвост. То есть схема предельно проста.

Любой образ можно крушить-ломать или, наоборот, холить и лелеять. Вы должны не только видеть картинку, ее нужно слышать и осязать. Эйнштейна, к примеру, называли ученым интуитивного склада только потому, что он мыслил образно, а потом подводил под это логическую базу. И Менделееву его таблица химических элементов пришла во сне не случайно. Наверняка он долго прокручивал в голове образы Водорода и какого-нибудь там злобного Бериллия. Другими словами, требуется развивать логику и воображение плюс уметь быстро налаживать взаимодействие между кусками информации. Мы тут же попробовали это сделать: каждому, кто сидел в аудитории, присвоили произвольное слово, а потом восстановили всю картину. Справились все. Кроме того, познакомились и даже похихикали, уж больно весело было представлять одного с конем, другого с банкой. Находка: выгоните из головы "червячка", который постоянно бубнит: "Не запомнишь, не запомнишь!"

День второй. "Оратор римский говорил..."

Продолжаем связывать слова, но уже по методу Цицерона. Оказывается, этот ученый муж гулял по Риму не просто так, а с определенной целью. Возле дома очередного приятеля Марк Туллий замирал на некоторое время, продумывая свою очередную блестящую речь о природе богов или пределах добра и зла. Так появились на свет его знаменитые филиппики. Мы, конечно, не Цицероны, но тоже кое-чего можем. Все очень просто, вчера привязывали информацию к конкретному человеку, сегодня к статичному месту. Например, к мебели в собственной квартире, к расположению остановок по дороге на работу и т.п. Для начала вспомните планировку своей обители, затем, как бы двигаясь по кругу по часовой стрелке, связывайте новую информацию с конкретным предметом. Например, даны слова: "кит", "веревка" и "негр". У меня получились такие пары: кит - входная дверь, веревка - вешалка и негр - туалет. Не вдаваясь в детали моей буйной фантазии, сообщу лаконично: зашедший ко мне в гости кит моментально затребовал веревку и повесился на вешалке, потому как увидел, чего там творит негр в туалете. И так далее...

Информацию можно связывать и просто по цепочке. Помнится, так действовал сыщик Агаты Кристи Эркюль Пуаро. Если у него в списке украденных вещей фигурировали абсолютно несовместимые друг с другом предметы, например, дамская туфелька и телескоп, он всегда умел связать все воедино и в ходе расследования постоянно носил это в памяти. То же самое может проделывать любой из нас. В данном случае нужно создать очень четкую структуру, чтобы из цепочки запоминаемой информации не выпало ни одно из звеньев. Поэтому образы должны быть не только яркими, но и тесно связанными между собой. К примеру, даны следующие слова: "медведь", "снег", "цветок", "Дед Мороз", "президент", "листок", "телевизор". Ну и связывайте их примерно таким образом: кудлатый мишка вылез из-под снега и увидел первый цветок. Казалось бы, откуда подснежники, когда вокруг бродят пьяные Деды Морозы и президент с фиговым листком поздравляет всех по телевизору... Это, конечно, приблизительные образы, но главное - появились эмоции: медвежье удивление и смешной полуголый Владимир (прошу прощения) Путин. Все эти образы не нужно проговаривать про себя, их надобно видеть. Из моря информации мы должны создать красочный видеоряд и прокручивать его умозрительно.

День третий. "Вспомнить все!"

Учимся запоминать цифры (моя головная боль). Оказывается, и тут ларчик просто открывался. Элементарно, Ватсон! В очередной раз включаем образное мышление и выписываем в столбик циферки от нуля до девяти. Затем внимательно смотрим на каждую - что она из себя представляет. Лично у меня: 0 - (все, что есть круглое) солнце, объятия, 1 - кий, тощая тетка с длинным носом, 2 - лебедь, 3 - чайка, 4 - перевернутый стул, 5 - яблоко, серп, 6 - замок, 7 - коса, соответственно, смерть, 8 - очки, 9 - головастик. При помощи этих образов можно запоминать сколько угодно цифр, телефонов и дат. Главное, опять же тесно сплести все картинки друг с другом.

Оказалось, что есть гораздо более простой способ запоминания чисел. Берем первую букву каждой цифры и составляем слова. К примеру, 9 - Д, 4 - Ч и 7, соответственно, - С. Только 1 - К (от слова "кол"), а 2 - Л (от образа "лебедь"). И вот, получается, что 10 уже не просто "десять", а самый что ни на есть "КоНь" (1 - К, 0 - Н). Сотня превращается уже в "конину" (1 - К, 0 - Н, 0 - Н). Говоря научным языком, такая система называется "цифро-буквенной кодировкой", с ее помощью можно запомнить любые сочетания чисел. Например, возьмем произвольный федеральный номер сотового телефона (без первых однотипных цифр, которые и так помнят все) - 891-88-89. Получается следующая комбинация: ВДКВВВД. Скажете, никакого смысла? А вот смотрите: ВоДоКанал Вовремя Включил Воду в Домах. Ну и кто из нас не сможет теперь на всю жизнь запомнить этот номер? Вот таким образом мы и откладываем в памяти хоть исторические даты, хоть телефон на рекламном щите, мимо которого проезжаем на автобусе. Находка: цифры тоже могут жить своей жизнью и даже "производить" себе подобных!

День четвертый. "Убегать бесполезно! У мальчика феноменальная память!"

Ну, с китами и лимонами все понятно, а вот как запоминать абстрактные понятия, которые невозможно себе представить? Это так называемые безОбразные слова, каждое из них нужно разбить на слоги. Ну, например, на что похоже понятие "катаклизм"? Ассоциация, безусловно, очень простая: коту ставят клизму (ката - клизм). Если принять во внимание, как животное реагирует на столь дерзкое попирание его жизненного пространства, - несложно представить, что реакция будет соответствующая, сродни катаклизму.

По такому же принципу можно запоминать иностранные слова. Разбиваем их на слоги и по уже описанному мной принципу фонетической ассоциации запоминаем. Пример: scintillation (блеск) произносится как "синтилэйшн". Мой сосед по парте очень ярко представил себе "блестящую фотомодель Синди Кроуфорд (синти), которая попросила налить ей (лэй) шнапсу (шн)".

И поскольку до гениев нам осталось всего ничего, учимся запоминать СТРАНИЦЫ текста. Еще три дня назад кто бы поверил, что я смогу выучить целый параграф из учебника по "Истории России". А сейчас меня ночью разбуди - все расскажу про интервенцию 1610 года. Делается это вот как: весь текст разбиваем на смысловые абзацы, каждый из которых - маленькая история. По уже отработанной технологии выстраиваем "видеоряд" образов, тесно связанных друг с другом. Регулярно набивая руку, то есть память, за короткое время можно довести свое мастерство до совершенства. Тогда на весь процесс будет уходить лишь несколько секунд, в зависимости от объема текста.

Чтобы информация "не выпадала" из головы, необходимо регулярно ее проверять. Это как бухгалтерский учет: папочки с зафиксированными данными нужно иногда пересматривать, удаляя ненужное. Стирать из памяти отработанный материал и того проще - мысленно "взорвите" его.

О таких мнемонических способностях привыкли слагать легенды. Если человек способен хранить в памяти гигантский объем информации - отказать ему в звании эрудита или гения невозможно. Но главное, феноменальная память - всего лишь следствие длительных тренировок, а не аномалий. Поэтому и обладать ею может любой здравомыслящий человек.

Анастасия Бакурина.

Когда у принца Чарлза появилась проблема, как ему запомнить имена 100 человек, представленных ему на официальной встрече, он обратился за советом к самому известному на Западе тренеру памяти Тони Бузану. И тот обучил наследника престола особой стратегии. Чтобы фамилии и имена легче запоминались, их нужно представить визуально.

Персону по имени Кронцукер, к примеру, можно представить с воображаемой короной на голове и сахарным носом - после этого его имя не забудется. Мистера Холла можно представить в огромном холле. Бузан разработал также символическую систему для счета. Но кроме этого приема, Чарлзу посоветовали регулярно делать разминку для мозга и... правильно питаться.

Пища для мозга

Когда мы думаем, чувствуем или вспоминаем, мозг расходует энергию. А для получения этой энергии нервные клетки сжигают молекулы сахара. Если мозг регулярно снабжается углеводами, например, из хлеба, картофеля или макарон, он остается активным - способность концентрироваться функционирует безупречно. Если же утром вы садитесь за рабочий стол, выпив лишь чашечку кофе, у нервных клеток отсутствует горючее, поэтому центр управления мыслью работает не на полную мощность.

Кроме того, следует много пить - по крайней мере 2,5 литра в день. Нервные клетки могут превращать сахар в энергию только при достаточном количестве кислорода, который транспортируется к клеткам мозга эритроцитами. Если кровь из-за недостатка жидкости слишком густа, эритроциты не могут пробиться через тончайшие сосуды, поэтому ткани мозга получают слишком мало кислорода.

А самое главное, надо помнить, что отпуск для мозга вреден! Если рассудок работает лениво, кратковременная память, концентрация и интеллект снижаются уже через пять дней. Три недели безделья на пляже - это яд для серых клеток. Отсутствие тренировок для мозга так же вредно, как для мышц атлета, который готовит себя к соревнованиям.

И не бойтесь перенагрузить мозг. Его невозможно переполнить, даже если он будет перегружен раздражителями из телевизора, радио и интернета. У нас в мозгу 300 миллиардов клеток - гораздо больше, чем считалось прежде. И каждая из этих клеток в свою очередь связана с другими 10 000 соединениями. От этой гигантской мощности за всю нашу жизнь мы используем ничтожную часть. К сожалению.

Возраст и наследственность - не помеха

Наследственная предрасположенность играет роль для хорошей памяти. Однако человек с плохими генами памяти может так натренировать свой мозг, что будет в форме до ста лет. Кстати, возраст - не помеха для хорошей работы мозга. "Королю лотереи", немцу Хелду Бойрле, более 60 лет, но он помнит выигрышные числа всех розыгрышей с 1980-го по 1991-й. Кудеснику памяти Эриху Ценкеру было 65, когда он мог назвать по именам 500 незнакомых людей, быстро прошедших перед ним и представившихся.

Исследование показало, что пожилые люди могут учить иностранные языки так же хорошо, как и молодые. 50-летние в среднем держат в уме вдвое больше имен, чем 25-летние. В их памяти запечатлено также вдвое большее количество данных. Они иногда вспоминают все медленнее, но это можно сравнить с компьютером, который работает тем медленнее, чем больше программ и данных загружено в него.

Женщины лучше запоминают наглядные вещи, мужчины - абстрактные. Когда женщина идет по улице, она запоминает то, что видит: витрины на левой стороне, тополя на правой, киоск на перекрестке. Мужчина запоминает все в общих чертах: сначала шел прямо, через 300 метров повернул налево, через 100 метров направо. Этому есть объяснение из эволюционной теории: раньше мужчины пропадали на охоте до 14 дней, они удалялись от дома на большие расстояния. Абстрактная схема в голове помогала им вернуться.

Способность к запоминанию у женщин выраженнее - это показали сравнительные тесты интеллекта. И женщины способны лучше понять комплексное взаимодействие и найти всеобъемлющее решение. Это связано с мозолистым телом мозга - скоплением проводящих нервных путей в мозговом центре, которые объединяют друг с другом правую и левую, творческую и логическую половины мозга. Мозолистое тело у женщин толще и содержит больше волокон.

Как повысить свой IQ

Ученые протестировали интеллект людей, которые ежедневно от 10 до 30 минут занимались тренировкой мозга. Уже через две недели их IQ возрос примерно на 15 пунктов! По-научному эта тренировка называется "ментальным активизирующим тренингом". При этом пытаются в течение 10-20 минут целенаправленно стимулировать рабочую, то есть кратковременную память, при помощи которой воспринимаются и осознаются краски, запахи, слова. Этот накопитель быстро заполняется, и у нас есть ограниченное время (от 5 до 6 секунд), чтобы удержать там информацию. При помощи специальной тренировки мозга можно заставить его образовывать больше нервных соединений: рабочий накопитель расширяется и дает больше места для информации.

Из последовательности 35 827 691 нетренированный человек может отложить в кратковременную память только первые четыре-пять цифр, тренированный запоминает все восемь. Тот, кто принимает больше информации и лучше ее обрабатывает, имеет явное преимущество: он быстрее думает, лучше организует себя, более гибок в буднях и больше знает. Исследования показали, что люди, тренирующие свою кратковременную память, становятся умнее.

Упражнения, усиливающие память

Люди с плохой памятью могут запомнить около миллиона слов, чисел, символов или картинок. Люди с очень хорошей памятью - до десяти миллионов. Мы удерживаем в голове примерно 250 000 слов родного языка. О персидском полководце Ксерксе рассказывают, что он помнил имена 10 000 своих солдат. Это выдающееся достижение, и его, пожалуй, не превзойти.

Но есть целая палитра словарных, числовых или изобразительных упражнений, усиливающих память. Самое распространенное - образование слов из букв одного длинного слова. Чтобы лучше запоминать, мы рекомендуем ходить, заниматься вязанием и даже жевать резинку, потому что во время движения мозг работает лучше, он бодрее и внимательнее. Если мы неподвижно сидим, например, на лекции, то часто отключаемся, и уже через пару минут нас клонит в сон. Как показали исследования, школьники воспринимают только 20 процентов от того, что говорит учитель. В университетах дела обстоят не лучше.

Исследования в университетах Мюнхена и Эрлангена показали, что концентрация и производительность повышаются на 20 процентов, если слушатели жуют жевательную резинку или делают движения руками и ногами. Поэтому вязание на устной лекции полезно - особенно если узор не сложен. При этом в конце семестра у студентки будут лучшие отметки и новый свитер.

Так можно запомнить любое число
http://ufo.kulichki.com/nature.htm
Tags: мои ссылки, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments