AVic (flayverr) wrote,
AVic
flayverr

Триптих «Сад земных наслаждений» И.Босха

На внешней поверхности закрытых створок художник изобразил Землю на третий день творения. Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из темной влаги выступают очертания суши. Вдалеке, в космической мгле, предстает Творец, наблюдающий за рождением нового мира…
Надпись на левой створке гласит: «Он сказал, и сделалось»(Псалтирь 32:9), на правой — «Он повелел, и явилось»(Псалтирь 148:5).

Триптих «Сад земных наслаждений» на самом деле просто огромный. Размеры его центральной панели составляют около 2,20 х 1,89 метра, а каждой боковой панели – 2,20 х 1 метр. В развернутом состоянии ширина триптиха – 3,89 метра.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/220915/26361/

http://allbible.info/bible/sinodal/ge/1/
На левой створке открытого триптиха изображена Земля, зарождение жизни и сотворение Адама.
Земля имеет причудливые формы. Нечто напоминающее дольмен сверху как круглый стол, на котором перо и книга, но чисто условно обозначенные, рядом половинка яйца из которого выходят птицы. Птиц очень много в этом произведении.
Нечто странной формы, розового цвета на темном камне в воде, это называют фонтаном жизни. Из него на сушу появляются существа, как знакомые нам слоны, олени, зайцы, кабаны, так и странные химеры.
Это место в раю, тут Бог показывает Адаму его жену - Еву. Адам видимо приятно удивлен). А Бог довольно откровенно выражает предостережение. Да и ниже, яма с водой полная лягушек и странных животных и птиц не располагает к позитиву в этот момент.
Известный искусствовед Ш. де Тольнай отмечает, что удивленный взгляд, который Адам бросает на первую женщину, — это уже шаг на пути к греху. А Ева, извлеченная из ребра Адама, — это не просто женщина, а еще и орудие совращения. Как обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла, и мы видим яму с тёмной водой, кота с мышью в зубах (кот — жестокость, дьявол)

Центр триптиха
— собственно «Сад радостей земных» — представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. Можно сказать словами басни - И под каждым ей кустом / Был готов и стол и дом...
Здесь уже фонтан жизни становится похожим на химический сосуд, откуда вытекает нектар и люди пьют его, предаются наслаждениям, утоляя жажду жизни. Мир еще полон плодов и животные, люди, птицы живут в общей идиллии
В композиции «Сада радостей земных» выделяются три плана:
на первом плане показаны «различные радости». Здесь есть пруд роскоши и фонтан молодости, цветы абсурда и замки тщеславия.
Bторой план занят пёстрой кавалькадой многочисленных обнаженных всадников, которые едут на оленях, грифонах, пантерах и кабанах — не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений.
Третий (самый дальний) — венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев.
В фигурах этих людей есть некое безумство, играются как дети,
хотя бы этот фрагмент с цветами в заднице)

Одетые на голову венчики цветов и кожура плодов,


Картина похожа на сновидение, где сочетание совершенно немыслимых форм с обычными явлениями.
И правая створка триптиха вдруг показывает ,что последует за наслаждением земным. Здесь животные -монстры поедают людей, Здесь нет источника жизни. Здесь струны стягивают тело, здесь уши режут жуткие звуки, прокалывают острыми иглами слух. Здесь сновидение уже кошмар.
Литературным источником босховского Ада музыкантов считается сочинение «Видение Тундала» (см. ссылку внизу), изданное в Хертогенбосе в 1484 г., подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках.
Символы, аллегории, библейские сюжеты, это язык избранных. Нам кажется ,что все это прошлое, средневековье, но авторы и их последователи никуда не делись. Пророчества должны сбываться. Иначе грошь им цена.
Сейчас в Европе на мой взгляд правая часть триптиха, расцвела во всей красе.
Как то читала, что у майя был обычай- сыновей царя подвергать испытанию и лишь тот, кто понимал язык символов и подсказок, проходил испытание, тот и становился правителем. Похожее испытание было в Др.Египте ,но уже для посвящения в жрецы. Надо было найти путь в лабиринте. В одном из храмов пускали претендентов в жрецы, в некий водоем полный крокодилов, лишь умный догадывался поднырнуть и сразу уйти в коридор на выход. Горячие головы своей ловкостью пытались проплыть через пасти крокодилов. Но это бесполезно путь был слишком длинным, хоть выход и светился призывным светом под водой.
Сколько осталось способных преодолеть невежество и глупость?
Вот ссылка, где можно рассмотреть подробно этот триптих
https://tuinderlusten-jheronimusbosch.ntr.nl/en#
Слева можно нажать на значок с прослушиванием текста, но он на английском языке.
Музыку подобрали в соответствии с мотивами изображения.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B4_%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%28%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%85_%D0%91%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%B0%29
http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_12.html
Tags: Необычное, мои ссылки, творчество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments